КОРМЩИК

ЭКСПЕДИЦИЯ

Плавание маломерных судов после закрытия навигации

Навигация закрыта!
Но очень хочется на воду. Тем более, вода еще жидка и температура воздуха позволяет. Что делать? Можно или нет?
Что такое
"Сроки навигации"?


За ответом на этот вопрос обратимся к законодательству страны.

В соответствии с п 5.4.3. Постановления Правительства РФ от 23.07.2004 N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлот)"

В полномочия Агентства включено установление категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судоходных гидротехнических сооружений.

Собственно говоря, эти самые сроки и являются "сроками навигации". То есть, если во время плавания вам не нужно преодолевать такие сооружения, например – шлюзы, то навигация для вас продолжается до тех пор, пока судно в состоянии двигаться по водному объекту.

Если же рассматривать термин "навигация", то это не правовое, а экономическое понятие. То есть – период, когда в том или ином регионе или на маршруте движения судов осуществляется регулярное коммерческое судоходство. И она ограничивается не законодательно, а исключительно метеорологическими и технологическими причинами.
Кто их устанавливает?
Росморречфлот, как стало понятно из ответа на предыдущий вопрос. Вот образец такого нормативного акта Росморречфлота на 2019 год.

Распоряжение Росморречфлота от 17.12.2018 N ЮЦ-445-р "О перечне судовых ходов с установленными гарантированными габаритами судовых ходов, категориями средств навигационного оборудования и сроками их работы, а также сроками работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2019 года"

Которым в п.3 установлены сроки работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2019 года по бассейнам внутренних водных путей согласно Приложению N 3 к настоящему распоряжению.
Есть ли общий запрет плавания судов от закрытия до открытия?
Ни один нормативный акт Российской Федерации не содержит такого запрета. Ни Правила плавания по ВВП, утвержденные Минтрансом РФ; ни Правила пользования маломерными судами, утвержденные Приказом МЧС; ни водный кодекс, КВВТ (Кодекс внутреннего водного транспорта РФ) или КТМ (Кодекс торгового мореплавания РФ)

Есть ли специальный запрет для маломерных судов?
И снова – ответ НЕТ!
Правила пользования маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС, установлены Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 N 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации"

Можно было бы предположить, что прямого запрета нет, но, возможно, в обязанности судоводителя включено какое-то положение, которое препятствовало бы плаванию в определенные периоды. Так нет такого!

Пункт 11 этих правил закрепляет, что судоводитель обязан выполнять требования настоящих Правил, ППВВП, МППСС-72, обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных портов, правил пропуска судов и составов через шлюзы, правил охраны жизни людей на воде и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды.

Ни один из названных документов не содержит запрета плавания маломерного судна в период, когда гидротехнические сооружения не работают!!!
Могут ли региональные власти запрещать плавание маломерных судов?
К великому сожалению - могут!

Статья 25 Водного кодекса Российской Федерации, к полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относит - утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.

А статья 41 устанавливает, что пользование водными объектами может быть приостановлено или ограничено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека. При этом, в п.3 этой же статьи закреплено, что ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

То есть, если в вашем регионе или даже районе действует документ, ограничивающий плавание маломерных судов в определенный период, формально вы не имеете право выходить на воду.

Как правило, такие документы издает региональная власть и называются они Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.

И период, когда разрешено плавание, каждый регион формулирует по-своему. Обычно так: "плавание на маломерных судах разрешается после окончания ледохода (освобождения водного объекта ото льда) до начала ледостава".

ВОТ НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
(кликните +, чтобы ознакомиться с ними)
А если нет такого Положения в регионе?
Бывает, что в некоторых областях и республиках издаются ежегодные Постановления такого же рода, которыми устанавливаются конкретные даты открытия и закрытия маломерной навигации (термин не официальный, придуман автором специально для этой статьи).

Например, в Санкт-Петербурге Комитет по транспорту Правительства города издал Распоряжение, которым "закрыл все водные объекты для плавания маломерных судов с 9 утра 15 ноября 2019 года".

Как возможно закрыть водные объекты, кто это делает, кто контролирует непосредственно на воде и какова ответственность за нарушение этого распоряжения – история умалчивает.

Главный вопрос даже не в этом, а в том – какое отношение Комитет по транспорту имеет к нам – судоводителям и судовладельцам маломерных судов?

В других регионах местная власть проявила больше уважения к гражданам. Например, в Карелии, Новгородской и Ярославской областях такие документы изданы Правительством регионов, а кое-где даже Губернаторы лично снизошли до введения запрета плавания маломерных судов.

Но нигде и никто не удосужился разъяснить нам – простым яхтсменам и водномоторникам как будут реализованы эти запреты, какова ответственность за их нарушение и как действовать в случае, если кроме как на лодке до жилья или работы не добраться.

И это не единственные вопросы, которые у меня возникают после глубокого изучения темы.

Есть такие суда на воздушной подушке, которые классифицируются "маломерное судно особой конструкции", или хаус-боты зимующие на воде, так же аэролодки. Им как быть? Действует ли запрет для них?

Есть ли ответственность за выход на воду от закрытия до открытия?
А теперь приятное. Никакой ответственности за нарушение ограничений плавания маломерных судов в период между закрытием и открытием навигации, российское законодательство не устанавливает!

То есть, ни задержать ваше судно, ни составить протокол с целью привлечения к административной ответственности, не может никто! Ни ГИМС, ни Рыбохрана, ни водная полиция.

Любые меры административного взыскания применяются исключительно, если ответственность за правонарушение установлена Законодательством.

В данном случае можно было бы притянуть ст. 11.7 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за нарушение правил плавания, но!!!

В этой статье четко перечислены все виды нарушений, за которые наступает административная ответственность:

Статья 11.7. КоАП РФ Нарушение правил плавания 2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков

И никакого "плавания в период запрета", или "вне сроков навигации", или похожей формулировки - нет!
Что говорить проверяющим?
Общий ответ на этот вопрос – ничего! Это обязанность проверяющих и контролирующих разъяснить вам за что вас остановили, задержали или оштрафовали. Да еще и сослаться на нормы законодательства.

Для иллюстрации этого ответа предлагаю такую сценку - Вас остановил на воде инспектор ГИМС (полиции или чего угодно) -

Инспектор: Нарушаете, товарищ!

Вы: Что нарушаю?

Инспектор: Постановление Правительства о запрете плавания маломерных судов после 15 ноября!

Вы: Понятно! Ну, я поехал?

Инспектор: Стойте, вы нарушаете, немедленно прекратите!

Вы: А вы мне протокол или постановление составьте и я в суд пойду его обжаловать, а если не хотите составлять, я поехал!


Все, на этом диалог можно прекращать. Нет сейчас в законодательстве никаких мер, которые могут быть применены к вам.
Почему, все же, стоит соблюдать запрет плавания?
Каждый из нас неоднократно слышал или, даже, видел как гибнут люди на воде. Запрет плавания после ледостава вводится из соображений безопасности. Немногие маломерные суда в состоянии справиться со льдом, а судоводители с холодной водой.

А поэтому, стоит очень подумать прежде чем выходить на воду зимой!